Праздник Ивана Купала – традиции, как праздновать?

Колоритный и интересный праздник, которым заканчивается летний солнечный цикл календарных дохристианских праздников – это праздник молодежи – Купало или Купайло, что со временем, после принятия христианства, в некоторой степени трансформировалось в церковный праздник.

Речь идет о рождении Иоанна Крестителя, который празднуется церковью 7 июля.После распространения христианства древнее народный праздник Купала в результате «христианского наслоение» стал называться праздником Ивана Купала, а в отдельных местностях бытовали даже такие названия, как Иванец, на Буковине – Иван Лопушник.

Но народная память сохранила Купальскую обрядность и песни, которые, как гаивки и колядки, принадлежат к древнейшим временам, к первобытным стихов и ритуалов в честь життеподателя – Солнца.Конечно, многое было утрачено за последнее столетие, когда шла откровенная борьба с национальными традициями и народными обрядами. В учебнике для 8-го класса «Украинская литература» авторов А.И. Белецкого и П.К.Волынского, 1949 года можно было прочитать следующее: «В условиях советской действительности обрядовые песни отмирают …»

Ивана Купала праздновали 23-24 июня в ходе летнего солнцестояния: вечером, ночью и в самый день Купала.Праздник Купала происходило именно в период, когда солнце приходило к зениту – высшее поднимался над землей, давало больше тепла и света, выражало свою высшую чудодейственную силу для растительного и животного мира и человека.Вся растительность достигала своего апогея, все стремительно росло, расцветало, множилось, радовалось жизни.

Этот праздник приходится на день летнего солнцеворота, поэтому символизирует рождение летнего солнца – Купала, и тем самым завершает господство весеннего солнца – Ярила. В это время небесное светило находится в куполе – самой высокой небесной точке, поэтому дни тогда длинные, а ночи – короткие. Растительный и животный мир получает больше тепла и света, вызревают зерна и плоды.Купала называют Богом плодовитости и изображают с соответствующими признаками, символизирующие мужское начало и оплодотворяющую силу.

Главные персонажи праздника – Купала и Марена, олицетворяющие мужское (солнечное) и женское (водяное) божества.Эти две действующие лица избираются соответственно ребятами и девушками или изготовляются как чучела. Сочетание мужского и женского стихий порождает жизнь, на празднике символизирует ветка вербы – Купайлица.

Праздник начинается вечером, накануне Купала.Основным стержнем, вокруг которого происходят действия, является купальский огонь, символизирующий солнце-зародыш в материнской утробе. Он гореть всю ночь от заката Солнца-Ярилы в лоно Матери-Земли (смерти) к востоку (рождение) Купала.Перед зажиганием костра четыре человека с факелами становятся квадратом вокруг хвороста, обозначающий четыре солнца (четыре времени года). Потом все сходятся к хвороста и зажигают костер, символизирующий “солнечное сплетение”.

В вечер девушки гадают на суженого – бросают в воду свои венки, а парни должны их достать. Венок – это символ счастья и бракосочетания. Чей венок парень достанет, того и девушка должна поцеловать и должен быть с ним в паре на этот праздник (как правило, выбор заранее согласовывают).

Если девушки заставляют парней (огонь) зайти за венком в свою стихию (воду), то после воспаления огня на закате ребята перепрыгивают через огонь сначала сами, показывая свою ловкость, а потом, как стихнет пламя, в паре с теми девушками, венки которых достали.Каждый считает за честь очиститься огнем, трижды перепрыгнув через костер. Существуют приметы связаны с этим: если парень наивысшее прыгнул – будет хороший урожай в его семьи, вскочил в пламени – жди беды.Когда же удачно перепрыгнет костра юноша с девушкой – они непременно поженятся и проживут в согласии всю жизнь. Поэтому важно знать, что нельзя прыгать через Купальский костер какой с кем, а только с суженым (суженой).

Ребята спускают с горы огненное колесо-солнце (символ летнего солнцеворота), или же раскручивают его на столбе под общее оживление и радость.

Когда забавы стихают, люди от очага зажигают свечи на заготовленных заранее корзинах-веночках и идут к реке, чтобы пустить их водой и почтить предков. Желающие идут в лес искать цветок папоротника, как правило, парами. Кто пытается найти с ее помощью сокровища, а кто-то находит свое счастье – любовь.

После этого все садятся за праздничный ужин, отдавая дань предкам и молясь за рождение летнего солнца Купалы.

Просмотров: 1847